Проекты Светодизайнер Марк Мейджор: Лучше меньше, да лучше

Проекты

Светодизайнер Марк Мейджор: Лучше меньше, да лучше

Интервью Марка Мэйджора, директора и учредителя компании Speirs + Major, австралийскому интернет-порталу Indesignlive. Среди проектов, реализованных Speirs + Major — освещение Собора Святого Павла в Лондоне.

Speirs + Major 1

Австралийский интернет-портал Indesignlive, посвященный дизайну, взял интервью у Марка Мэйджора (Mark Major), директора и учредителя компании Speirs + Major (www.speirsandmajor.com).

Speirs + Major – дизайн-агентство со штаб-квартирой в Великобритании. Оно специализируется на крупных проектах в световом дизайне, которые осуществляет по всему миру. Среди них – освещение аэропорта Барахас в Мадриде (Испания), интерьеров Собора Святого Павла в Лондоне, копенгагенского Opera House и др. Среди заказчиков компании – всемирно известные бренды, такие, как Nike, Sony, IBM и BBC.

Несмотря на столь впечатляющее портфолио, дизайн-бюро с удовольствием работает и с совсем небольшими компаниями и бюджетами. Так, один из его проектов в родном Лондоне – освещение Maggie’s Centre, центра помощи онкологическим больным. В 2009 году компания получила за него важнейшую архитектурную премию Великобритании —  Stirling Prize, учрежденную Королевским Институтом британских архитекторов (RIBA).

I (Indesignlive): Расскажите о проекте, реализованном в Соборе Святого Павла в Лондоне и аналогичных ему. Освещение в соборе должно быть незаметным, ненавязчивым, не так ли?
MM (Mark Major): Мне кажется, что самое лучшее освещение дает пламя свечи, вообще огонь. Он прекрасен, очень близок нам эмоционально, он пробуждает естественные чувства. Работая над проектом освещения Собора Святого Павла, мы думали о том, что нужно создать эффект горящих свечей с их мягким сиянием.

I: Вы часто говорите о том, как важно не терять ощущение природы, естественности света.
MM: Во всех нас «встроена» связь с естественным освещением, зависимость от него. Я считаю, что мы всегда использовали искусственное освещение как очень грубый инструмент. Чудо электрического освещения заключалось  в самом его существовании. Временами мы забываем, как мало нам нужно и начинаем действительно ценить свет только в его отсутствие.

I: Появляется ли с развитием технологий возможность сократить наше «светопотребление»?
MM: Безусловно, это так. Но меня не оставляет пугающее ощущение, что будет происходить обратное. Я думаю, мы просто будем использовать больше светодиодов.
Это чем-то похоже на загруженность дорог – вы строите новую трассу и думаете при этом: «Это великолепно, вот появилась новая дорога, и на ней почти нет никакого движения». А через год вы возвращаетесь и видите ужасные пробки.
Я думаю, с технологиями освещения происходит нечто похожее. Считаю, нам следует задаться вопросом – как мы используем свет. Если мы будем потреблять его меньше, мы сможем сэкономить энергию. Люди постоянно говорят нам – экономьте электроэнергию; а я говорю другое – нет, экономьте свет. Поспорьте сами с собой – действительно ли вам нужно столько света. И если ваш ответ – нет, не используйте его в таких количествах.

I: Какой из ваших проектов был наиболее сложным для вас?
MM: Лично для меня – Собор Святого Павла. Он был невероятно сложным на всех этапах. Сейчас мы начали работу над еще одним схожим проектом – который, как я полагаю, заставит нас решать еще более сложные задачи. Кентерберийский собор еще более древний, и устанавливать там осветительное оборудование еще труднее.
Требуется большое умение, чтобы реализовать стоящие перед нами задачи. В настоящее время мы изучаем все возможности использования светодиодных технологий. Нам нужно добиться того, чтобы освещение было мягким, ненавязчивым, красивым и максимально приближенным к естественному для подобных мест – как будто собор освещен с помощью свечей. Добиться этого будет невероятно сложно.

 

Comments are closed.