Проекты, Статьи, Управление освещением «Распишу под хохлому…»

«Распишу под хохлому…»

Москва получит станцию метро в традиционных русских орнаментах на базе современных технологий светотехники

01

15 мая московскому метро исполнилось 80 лет. За это время архитектурный облик столичного метрополитена прошел множество стадий развития. Сегодня эта сложная транспортная структура растет в сторону Новой Москвы, где строится Калининско-Солнцевская линия. В ее станциях должен воплотиться сплав исконных московских традиций и современных технологий. Один из ярких примеров – станция «Новопеределкино», проект освещения которой не имеет аналогов.

В ноябре 2014 года были определены победители конкурса дизайн-проектов будущих станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино» Калининско-Солнцевской линии, которая, по словам мэра Сергея Собянина, должна стать самой протяженной радиальной веткой столичного метрополитена. На международный архитектурный конкурс было подано более 600 заявок. Жюри во главе с заместителем мэра Маратом Хуснуллиным отобрало около 100 работ, а затем были определены 10 финалистов. Конечные победители определялись в ходе сопоставления результатов работы жюри и голосования жителей Москвы в системе «Активный гражданин» (всего в голосовании участвовали около 300 тыс. человек).

Дизайн-проект станции «Новопеределкино» разработало латвийское бюро из Риги URA (United Riga Architects). Авторы проекта — Евгений Леонов и Александр Демба. Они взяли за основу традиционный московский стиль архитектуры со сводчатыми потолками, навевающими воспоминания о Грановитой палате, русских теремах и монастырских трапезных. Украшением проекта также стали мотивы хохломских орнаментов — стилистика русского узорочья XVII века.

02

За основу оформления станции взят традиционный московский стиль архитектуры со сводчатыми потолками, навевающими воспоминания о Грановитой палате, русских теремах и монастырских трапезных.

Работу по проектированию системы освещения «Новопеределкино» выполнила команда специалистов «МДМ-ЛАЙТ». Главным элементом светового решения стали панели с орнаментом «под хохлому». Они будут выполнять сразу две задачи – функциональное освещение и декоративное RGB-освещение.

В «Новопеределкино» применяется стилизация растительных орнаментов, которые хохломские мастера-староверы создали на основе иконописных орнаментов и рукописной миниатюры. Панели матовых рассеивателей за перфорированными алюминиевыми пластинами создают мягкий и рассеянный свет. Он проходит через узоры и создает кружевное освещение.

Рассказывает Эдуард Жегалин, руководитель компании «МДМ-ЛАЙТ»:

Система освещения станции метро «Новопеределкино» по-своему уникальна. Она полностью реализована на светодиодных светильниках и имеет два контура. Первый выполняет роль функционального освещения. Второй формирует светодинамическое декоративное RGB-освещение станции, переходов и вестибюлей.

Это очень сложная с инженерной точки зрения и очень необычная для метрополитена концепция. В этой связи, помимо проектных работ, было проведено много опытов по натурному моделированию. Тесное взаимодействие архитекторов рижской студии URA и наших инженеров по светотехнике позволило найти нужные решения.

Стены и потолок станции будут облицованы панелями из шлифованной нержавеющей стали, которые будут отражать свет, создавая эффект, схожий с северным сиянием, без ослепляющего эффекта для машинистов. На панели также сегментированы световые короба с RGB-подсветкой. Эти панели размером 60х60 см можно легко открыть, чтобы при необходимости заменить съемные LED-источники света. Это одно из требований метрополитена: осветительная система должна быть спроектирована таким образом, чтобы в случае выхода из строя ее частей их можно было бы заменить в кратчайшие сроки. Ведь на ремонт и обслуживание всех систем в метрополитене отводится минимальное время. Немаловажно и то, что светодиодное освещение практически не имеет мерцания и имеет высокие показатели цветопередачи (Ra>80%) и энергоэффективности.

04

05

 

Осветительная система метрополитена должна быть спроектирована таким образом, чтобы в случае выхода из строя ее частей их можно было бы заменить в кратчайшие сроки.

Комментирует Эдуард Жегалин:

Наиболее распространенными для станций метрополитена сегодня являются люминесцентные светильники, использование которых обеспечивает значительную экономию электроэнергии. Они недороги, экономичны и имеют большой срок службы. Но у люминесцентных ламп есть серьезный недостаток – необходимость утилизации из-за содержания ртути.

В последнее время метрополитен постепенно начинает применять светодиодные светильники. Если срок службы люминесцентных ламп может доходить до 20 тыс. часов, то светодиодные источники света рассчитаны на срок эксплуатации более 50 тыс. часов. Согласитесь, это существенная разница.

При этом осветительные приборы для проекта станции «Новопеределкино» отвечают жестким требованиям метрополитена.  Они изолированы от попадания в них влаги и пыли, а также виброустойчивы.

Изменчивость облика новой станции — основа всей дизайн-концепции. Выбранное световое решение позволяет не только менять цветность освещения в течение дня (от активных тонов утром до спокойных тонов вечером), но и создавать анимационные эффекты. При этом освещение будет соответствовать существующим нормам и особенностям восприятия пространства при движении.

Рассказывает Эдуард Жегалин:

Светильники должны обеспечивать не просто необходимый уровень освещенности на станциях и в переходах, но и комфортное освещение, причем не только для пассажиров, но и для машинистов. Водители поймут, о чем речь. Представьте себе, что вы едете на машине по тоннелю и выезжаете из него на открытое пространство. Что происходит? В какой-то момент вы ничего не видите, пока зрение не адаптируется.

Это происходит из-за разного уровня освещенности, причем время адаптации зависит от разницы в уровне освещенности в тоннеле и вне его. В вечернее время адаптация зрения происходит быстро, а в дневное, при ярком солнце – более секунды. Если вы двигаетесь со скоростью 60 км/ч, то за секунду проедете более 16 м, на протяжении которых не сможете среагировать на возможную аварийную ситуацию.

На проектируемой станции используются светильники с большой площадью светящейся поверхности. Зачем? Простой пример: одна мощная лампа на 100 Вт вас ослепит, а 100 ламп мощностью  по 1 Вт будут комфортны для восприятия. Тот же эффект имеют и системы освещения с большой светящейся поверхностью.

06

Каждый светильник управляется с использованием специализированного программного обеспечения, что позволяет реализовывать самые различные сценарии освещения.

Каждый светильник управляется с использованием специализированного программного обеспечения, что позволяет реализовывать самые различные сценарии освещения. Например, это может быть перелив из одного цвета в другой, пульсация различных цветов или анимация. Управление системой будет производиться централизованно и в автоматическом режиме при помощи заранее созданных программных сценариев. Они позволят раздельно управлять освещением всех зон станции, включая платформы, переходы, входы и пр., настраивать световые сценарии в течение суток и календарного года, а также подключать звуковое сопровождение. Остается добавить, что открытие станции метро «Новопеределкино» планируется в 2017 году. Видеосюжет об этом необычном проекте можно посмотреть на телеканале «Москва 24» в передаче «Строительство в деталях» от 9 и 23 июня 2015 года.

 

www.mdm-light.ru

Comments are closed.