Проекты Деликатная схема освещения

Проекты

Деликатная схема освещения

Деликатная схема_1

Башня Кафедрального собора была самым высоким строением Утрехта в течение столетий. Задача по освещению главного ансамбля города сводилась не только к подсветке фасадов, но к созданию смысловой связи с историей города и значением этого места.

В год, когда Утрехтскому мирному договору исполнилось три столетия, дизайнерская компания Speirs + Major создала схему освещения, подчеркнувшую статус башни, как национального символа.

Башня Кафедрального собора Святого Мартина возвышалась над очертаниями города Утрехта на протяжении столетий. Это строение, построенное в период с 1321 до 1382 гг., до сих пор остается самой высокой церковной башней Голландии. Она играла роль сторожевой башни во времена смут и раздоров, и впечатляющий перезвон ее четырнадцати колоколов созывал людей, чтобы отпраздновать мир и освобождение.

11 апреля этого года в центре Утрехта была торжественно открыта уникальная световая инсталляция, соединяющая башню со столь же величественной Церковью Кафедрального собора и Соборной Площадью. Проект был создан в честь празднования трехсотлетней годовщины подписания Утрехтского Мирного договора, документа, принесшего Европе повсеместный мир после кровавой Войны за испанское наследство.

Включенная Королевой Беатрикс за несколько месяцев до ее отречения от престола, световая инсталляция превращает символические строения в живые дышащие существа, которые могут поведать о своих воспоминаниях, вызывая в памяти моменты истории, которые стали определяющими для города.

Весной 2010 года Утрехт представил финальную часть проекта «Trajectum Lumen», направленного на рекламу города и стимулирование туризма. Организация экскурсий мимо постоянно светящихся инсталляций по историческому центру города — один из ключевых моментов проекта.

Название относится к самому раннему периоду истории города, а кульминация экскурсии — это посещение площадки, где около 2000 лет назад разбивали лагерь римляне, а теперь стоит Башня Кафедрального собора.

Для выбора световых дизайнеров на проект правительство города создало комиссию, чтобы курировать развитие проекта, и привлекло художественного руководителя Марийке Янсена для отбора работ световых художников и дизайнеров со всего мира.

В финал попало три лучших дизайнерских компании, которым предложили презентовать свои идеи по проекту. Задание на проектирование было намеренно открытым, но город дал понять, что окончательный проект должен быть шире, чем просто подсветка фасада зданий.

Нужен был намек на праздник, к которому был приурочен запуск проекта,  смысловая связь с городской историей, то, что заявило бы об Утрехте в современном мире.

Начавшись с общего плана района, идея стала развиваться в видение города, района и отдельных зданий как живого организма. Площадка формирует тело, структуру которого образуют здания.

Находящиеся в центре города, который сам по себе находится в центре Голландии, древняя церковь, площадь и башня могут рассматриваться как ядро огромной центральной нервной системы, бьющееся сердце нации и настоящий центр общения.

Башня сама по себе, будучи частью и свидетелем многих сложных этапов голландской истории, является «мозгом», чем-то вроде воплощения мудрости, которое хранит все воспоминания и истории, которым она была свидетелем. Каждый из трех элементов сам по себе может рассматриваться как важный член сообщества, живое существо, бывшее наблюдателем и участником развития и истории Утрехта.

Идея отношения к этим драгоценным зданиям как к живым существам сразу привлекла городские власти, поскольку эта идея предполагала, что свет заставит ожить строения, начать дышать в единении друг с другом и вести беседу с жителями города о прошлом и настоящем.

После победы в отборочном конкурсе Speirs + Major приступили к детализации идеи «живого света», отдельно прорабатывая каждый элемент и проверяя, как связи будут работать на участке.

Изначально Башня Кафедрального собора была соединена с западным крылом Кафедральной церкви при помощи маленького мостика, но в 1674 году торнадо разрушил недостроенное западное кольцо, которое так никогда и не было восстановлено. Получившийся участок, разделяющий церковь и башню, стал тем, что сейчас известно под именем Соборной Площади.

Кейт Брэдшоу и Марк Мэйжор, партнеры по созданию концепции, объяснили:

«Башня, выглядящая мирским созданием, принадлежащим каждому, красиво противостоит церкви — олицетворению безмятежной духовности. Мы смотрели на природу каждого здания, мы изучали их историю и размышляли, как свет может обеспечить смысловое объединение этой площадки и всего города.

Церковь тоже подверглась реконструкции. Собственная философия зданий, философия «света, идущего изнутри», передалась световой схеме, где наружные фасады остаются относительно темными, а свет исходит сквозь витражные стекла окон и внутренние фасады контрфорсов, создавая эффект фонаря.

Фактически, название проекта намекает на латинское выражение: «In lumine tuo videbimus lumen» – «Во свете Твоем мы видим свет». Последнее, чего хотели бы мы, и заказчики – это создание освещенного «монумента». Наоборот, башня — это часть шоу, динамичный элемент и коммуникатор. Освещение выглядит драматично, обыгрывая идею готической архитектуры, и его видно из многих частей города».

Соборная Площадь — место, где вспоминается былое. Убрана стена с фронтоном, где был западный край Кафедральной Церкви, а визуальная связь с аркой в основании башни создана при помощи света.

Свет начинает последовательно меняться вместе с боем часов на Башне Кафедрального собора. Три элемента: башня, церковь и площадь, начинают медленно «дышать» в унисон, образуется связь и начинается разговор между тремя конструкциями.

Игра света нарастает и кажется, что воспоминания, представленные в виде вспышек света, поднимаются по Башне Кафедрального собора. Смена световых сценариев доходит до кульминации ровно перед тем моментом, когда часы бьют следующий час, и приходит к драматическому финалу в церковном фонаре, где скапливаются «воспоминания», а затем вырываются вспышками света и узорами под звуки церковных колоколов.

При ограниченной палитре компонентов, практически полностью основанных на светодиодах, и хорошо настроенной программе контроля световая схема экономно потребляет электроэнергию и является удобной для технического обслуживания.

«При ограничениях, запрещающих сверлить каменную кладку, и при требовании незаметности источников света снизу, монтажные устройства пришлось изготавливать под заказ для каждой точки, — рассказал Бенц Руз, дизайнер, управлявший проектом, – Эти детали большей частью состоят из узлов прессуемых зажимов или бетонных панелей, не соединенных со зданием, по возможности скрытых, и стратегически расположенных таким образом, чтобы избежать угрозы безопасности или препятствий обзору, но быть доступными для технического обслуживания. Все детали и чертежи, представляющие способ воплощения концепции, должны были пройти как городскую комиссию, так и городскую инспекцию по культурному наследию перед строительством и установкой, а затем еще раз пройти инспекцию на месте строительства для окончательного утверждения».

Конечный результат ошеломляет: деликатное использование света оживляет эти исторические элементы, превозносит их очертания и подчеркивает их важность в психологической географии города.

 

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Comments are closed.