Статьи Что значит качественный интерфейс?

Статьи

Что значит качественный интерфейс?

Что значит качественный интерфейс?_1

Спрос дизайнеров, клиентов и владельцев зданий на более функциональные системы управления освещением приводит к появлению тщательно проработанных решений.

Управление освещением в зданиях устанавливается для обеспечения пользователей удобным способом контроля  световых сценариев и повышения энергоэффективности. Подобные системы позволяют дизайнерам и их клиентам расширить возможности дизайна пространства, используя свет в качестве формирующего объем и декорирующего элемента. Использование  систем управления освещением значительно повышает удобство пользователей, увеличивает срок службы светотехники и экономит затраты на электроэнергию.

Но сложность современных систем управления освещением пугает потенциальных покупателей, вызывает сомнение не только надёжность оборудования , но и трудности обучения пользования и обращения с ним. Многие будущие пользователи представляют себе трудным или даже невозможным освоение подобных интерфейсов.

Знать своих пользователей – базовое понятие для разработчиков любого оборудования. И дизайн хорошего интерфейса начинается с изучения будущих потребителей продукта или услуги.

В качестве первого шага к пониманию и анализу требований, которые конечные потребители предъявляют к интерфейсу, необходимо определить природу этих требований, чем мотивируется то или иное предпочтение. Взаимодействие с предметами обихода, с аппаратурой или механизмами базируется на различных стадиях отношений человека с технологией.

Их всего три: узнавание, исследование и уверенность. Узнавание относится к этапу, когда человек, основывая свои предположения на имеющемся опыте,  определяет интерфейс в соответствии с тем, какие функции может исполнять прибор, и каким образом можно этим управлять. Следующий этап – исследование, в течении которого пользователь ищет способы обращения с интерфейсом. Включается эмоциональная составляющая: обращение с прибором кажется лёгким и удобным или наоборот, невероятно сложным или непредсказуемым. Третья стадия взаимоотношений с технологией – приобретенная уверенность и чувство надежности. На этом этапе обращение происходит свободно, на интуитивном уровне.

Первое, что необходимо для обеспечения узнавания – это очевидные визуальные подсказки, которые дает форм-фактор контроллера и дизайн интерфейса. Все это должно помогать пониманию предполагаемых функций и способов управления ими. Так, в  исследовании пользовательских предпочтений с использованием механических диммеров, функции поворотных и ползунковых регуляторов определялись быстрее, в отличии от кнопочного варианта. Это и есть следствие того, что дизайн диммеров не оставлял сомнений о своем назначении и способе регулировки.

Второе условие, гарантирующее узнавание – наличие четких визуальных сигналов с использованием понятных метафор и определяющих текстов. Пользователи предпочитают хорошо видимые, знакомые образы и слова. Пользователи  понимают быстрее интерфейс, который использует иконографику и текстовые подсказки, в отличии от системы алфавитно-цифровой кодировки сцен освещения. Определение обозначений сценариев является определенной сложностью  для разработчиков, т.к. необходимо понять, какие образы, пиктограммы и семантические определения знакомы пользователю и будут однозначно описывать команды интерфейса системы. Если для маркировки используется только текст, необходимо убедиться, что различные операции обозначены четкими определениями будущего результата.

Третье условие – создание интерфейса, визуально отображающего сценарии и их проявления в реальном пространстве. Такое визуально понятное описание легко воспринимается пользователем, и не требует длительного времени для обучения, т.к. будущий эффект от нажатия кнопки уже отрисован на экране. Если к такому варианту добавить упомянутую выше систему иконографии с текстовыми подсказками, то выбор сценария или даже его создание усилиями  пользователя станет простой, решаемой задачей.

После того, как вопрос с узнаванием решен, можно переходить на второй уровень отношений пользователя и системы – исследование,  приобретение опыта взаимодействия.

Первое важное условие, выполнение которого необходимо обеспечить – тактильные  ощущения реакции прибора на воздействие.  С помощью подсказок (текстовых или графических) необходимо обеспечить однозначное понимание способа воздействия: нажатие, удержание, скольжение и т.д. Именно преимущества понятного тактильного ощущения воздействия на диммер доказали результаты упомянутого выше исследования, когда предпочтения в четкости исполнения команд и удобства пользования  были отданы вращающимся и ползунковым контроллерам.

Второе условие обеспечения позитивного опыта пользования устройством –понятная система подтверждения исполнения команд, обратная связь. Это четкая ответная реакция системы на воздействие должна сопровождаться подтверждающими сигналами о том, что команда принята и исполнена. Динамическое отображение состояния контроллеров, его изменение в соответствии с изменившимся уровнем освещения, наглядно дает понять пользователю о б исполнении команды.  Обратная связь должна быть быстрой, чтобы давать пользователю опыт успешного взаимодействия с системой. Это позволяет продолжать использование интерфейса с чувством уверенности и понимания работы системы.

Наиболее основательные, фундаментальные технологии исчезают из нашего поля зрения и органично вплетаются в повседневную жизнь. Технологии переходят из категории  используемых, в категорию присутствующих в нашей жизни. Оценка их значимости уже не  фокусируется на функциональных аспектах, но затрагивает более значимые определения  качества нашей жизни.

Система управления освещением перестает быть совокупностью контроллеров и светотехники. Для пользователя, это прежде всего комфорт и способ дизайна окружающего пространства. Определение надежности интерфейса тесно связано с тем, насколько он представляет единое целое с реальной средой. Так, интерфейс, который давал реалистичное представление о сцене освещения, считается более надежным, нежели обычный кнопочный вариант, т.к. определяется как единое целое с освещаемым пространством.

При определении  необходимых требований к разработке интерфейса системы управления освещением, необходимо учесть еще один важный аспект: насколько много усилий готов потратить пользователь на изучение интерфейса. Понимание этого позволит определить минимальные требования: если пользователи будут использовать систему достаточно интенсивно, часто перенастраивать сценарии – необходимо максимально подробно проработать функционал интерфейса, обеспечить максимально возможное качество взаимодействия на всех стадиях. В случае, если использование системы сводится к нескольким сценам и простым манипуляциям, возможно, имеет смысл упростить интерфейс.

Конечно, идеальная система, та, которая удовлетворяет требованиям максимально широкого круга пользователей. Избыточность возможна, но, конфигурация системы, как правило, это вопрос бюджета. И его необходимо раскрывать максимально для будущих владельцев, чтобы спроектировать систему, идеально подходящую для заказчика. Ведь это и есть успешно реализованный проект.

 

 

 

Comments are closed.