Статьи Зачем нам этот светодизайн?

Статьи

Зачем нам этот светодизайн?

Зачем нам этот светодизайн?_1

Есть несколько важных вопросов, которые необходимо учитывать при планировании нового проекта. Для начала, необходимо ответить на вопрос, почему качество освещения важно для вашего проекта? Что такое хороший дизайн освещения и как его реализовать?

Свет является технически сложным материалом, требующим определенного мастерства для работы с ним , а так же глубоких знаний в разнообразных и постоянно развивающихся дисциплинах. Дизайн освещения начинает реализоваться далеко за рамками визуального проявления решения.

Дизайнеры по свету работают в составе проектной группы и так же, как архитекторы, берут плату за оказанные услуги. Профессиональные дизайнеры по освещению имеют технические знания и навыки проектирования архитектурных и ландшафтных проектов. Собственник или заказчик проекта, могут не знать о преимуществах независимого консультанта по освещению, понимающего современный дизайн и ньюансы строительного процесса.

Например: в чем разница между услугами предоставляемыми профессионалами в освещении по сравнению с инженером-электриком или дизайнером интерьера? Инженер-электрик тоже устанавливает выбранное освещение, потому что это часть электрической системы. Также как дизайнер интерьера подбирает  декоративную часть осветительного оборудования и определяет его местоположение.

Есть ли однозначно верный ответ на вопрос: зачем архитектору или владельцу платить за услуги дизайнера освещения, когда это может быть сделано самим владельцем или архитектором или подрядчиком, без дополнительных затрат?

 

Так что же определяет светодизайн как отдельную дисциплину?

Во-первых, осведомленность о технологических разработках и новинках светотехнического рынка.

Осветительные приборы и системы управления освещением развиваются со скоростью света: за год на рынок вводятся сотни новых продуктов. Для обеспечения надежного дизайнерского решения, в котором бы использовались самые экономически эффективные технологии, специалисты по освещению должны посещать национальные и международные выставки и постоянно обновлять информацию о продуктах, и тестировать образцы от сотен производителей. Если следить за появлением  новинок, то арсенал оборудования для освещения будет пополняться интенсивней и превратится в  существенную коллекцию.

Независимые консультанты освещения не занимаются продажами и установкой оборудования. Они не зависят от производителей светотехники и не являются их представителями. Таким образом, клиент получает дизайн освещения на основе исследований и опыта, когда выбор решений и оборудования продиктован исключительно целями проекта.

Во-вторых, это знание приёмов и технологий освещения.

Освещение является эфемерным партнером архитектуры, можно сказать, что это её четвертое измерение. Свет невидим, пока он не падает на объект или поверхность. Светодизайнер управляет взаимодействием этого невидимого и физических объектов, создает иерархию, динамику и настроение. Создавать множество пространств в одном объеме, меняя, лишь нюансы сценария освещения.

В третьих, художественная грамотность и обладание знаниями в смежных дисциплинах.

Дизайн освещения стал творческим расширением архитектурного проектирования, улучшая видимость и дополняя форму  и цвет. Для того чтобы создавать модели освещения, которые поддерживают общие цели проекта, необходимы не только знание технических особенностей светотехники, но и навыки создания эстетически интересных композиций. Поэтому, образованность в области  искусств, и как минимум визуальная грамотность являются важным качеством светодизайнера, наравне со знанием  физики, оптики, электричества, эргономики и экологии, а также норм и стандартов.

Цена, которую светодизайнер просит, не может быть воспринята адекватно, без понимания  получаемой выгоды. И здесь имеет место не только оценка нематериальных выгод, таких как, эргономика, эстетика или уникальность решений по светодизайну, но и вполне реальные расчеты изменения стоимости проекта строительства в целом, либо выгода за счет уменьшения эксплуатационных расходов и косвенное влияние на производительность труда, в случае коммерческих объектов.

 

Снижение бюджета проекта.

Светодизайнеры могут обеспечить дизайн в рамках утвержденного бюджета. Они выберут оборудование из многочисленных производителей, соответствующего уровня и порекомендуют осветительное оборудование или методы сокращения затрат на установку.

Тем не менее, некоторые светильники являются «единственными в своем роде», в этом случае может быть получена специальная, проектная цена. При жестких требованиях к бюджету или, что бывает чаще, изменившихся возможностях — светодизайнер может провести оптимизацию спецификации, с минимальными потерями в качестве светового решения за счет замены на более дешевые аналоги.


Снижение эксплуатационных затрат.

При анализе затрат сравнивают эффективность первоначальных инвестиций в различные методики и технологии. Часто снижение происходит из-за сокращения потребляемой мощности, внедрения интеллектуальных систем управления освещением, а также использования более эффективной светотехники. Существуют десятки, если не сотни способов когда профессиональный дизайнер может уменьшить затраты и улучшить проект.


Повышение производительности труда.

Качество света влияет на людей на многих уровнях. Новые научные исследования показывают, как освещение влияет на увеличение розничных продаж, производительность труда офисных работников, ориентирование и безопасность. Профессионалы в области освещения осознают эти проблемы и ищут методы для достижения результатов. Не стоит пренебрегать качеством освещения в областях, где «человеческий фактор» имеет важное значение.

Итак, необходимость привлечения профессионального светодизайнера в работу над проектом очевидна. Архитекторы знают, что стоимость блестящего и креативного дизайна трудно переоценить и разница между хорошим дизайном освещения и тем, что доводит архитектуру до полного совершенства, чаще чувствуется интуитивно, нежели измеряется.

Но, в случае со светодизайном, это не только вопрос подхода к реализации проекта или будущей эстетики, но реальной финансовой выгоды. Это измеряется в деньгах. Во-первых, дизайн освещения, исполненный на высоком уровне, повышает качество проекта, его привлекательность и стоимость, в случае инвестиционной оценки. Во-вторых, даже незначительное повышение производительности труда, вызванное улучшением качества освещения, или увеличение продаж в ритейле, в следствии улучшения светового оформления, всё это многократно окупает затраты на разработку и реализацию современного проекта освещения.

Пётр Самойлов

 

Comments are closed.